Основные причины возникновения дефектов в бетонных конструкциях

Основными свойствами ЖБИ можно назвать их прочность и долгий срок эксплуатации. Несоблюдение технологии при возведении железобетонных конструкций гарантированно приведет к ухудшению характеристик бетона, что повлияет на срок эксплуатации и надежность сооружения.

Наиболее частые причины снижения прочностных характеристик бетонных конструкций

Самой распространенной ошибкой при возведении железобетонных конструкций является преждевременная распалубка. Стоимость опалубки или её аренды приводит к тому, что строители снимают каркас раньше времени. Делается это с целью экономии и повышения прибыли в рамках одного цикла аренды опалубки. В процессе демонтажа опалубки уровень сцепления с ней бетона играет первостепенную роль. При наличии большого сцепления бетона с каркасом затрудняются работы по демонтажу опалубки, что может привести к возникновению различных дефектов в ЖБИ.

Не менее опасно также использовать опалубку недостаточной прочности и плотности. Важно, чтобы она не гнулась, не деформировалась под весом заливаемого в форму бетона.

дефекты ЖБИ

Из-за повышенной гибкости и эластичности опалубки, во время ее заливки жидким бетоном форма каркаса изменяется. Деформация опалубки на момент формирования формы ЖБИ приведет к изменению геометрии стен сооружения. Наличие деформации опалубки вызывает смещение и нарушение целостности каркаса, стенок, армирующего металла ЖБИ. Эти изменения становятся причиной ухудшения несущей способности конструкционных элементов, могут вызывать появление выступов и наплывов на конструкции из бетона.

Считается, что проектные размеры ЖБИ нарушены следующих случаях:

  • если их размеры уменьшились;
  • если была снижена несущая способность конструкции;
  • если был увеличен размер, вес ЖБИ.

Данные нарушения возникают вследствие изготовления опалубки в построечных условиях без инженерного контроля.

Появляются дефекты в железобетонных конструкциях и вследствие недостаточной толщины опалубки, а также по причине отсутствия на ее стенах защитного слоя. Неквалифицированный монтаж опалубки, ее смещение и отсутствие прокладок также влияют на качество ЖБИ.

Самые распространенные нарушения при армировании ЖБИ

Серьезные дефекты ЖБИ могут возникать вследствие слабого контроля за качеством армирования конструкций. Существуют такие распространенные нарушения при армировании ЖБИ:

— несоблюдение норм и технологий проекта при армировании конструкций;

  • выполнение некачественной сварки узлов и соединений металлического каркаса;
  • использование арматуры, которая уже подверглась коррозийным повреждениям.

Ошибки при подготовке и заливке жидкого бетона

Появляются дефекты в готовых железобетонных конструкциях и вследствие несоблюдения технологий по замесу и заливке бетонной смеси:

— если бетон при укладке в опалубку будет некачественно утрамбован, тогда появляется риск возникновения раковин и каверн, что отразится на несущей способности конструкции, увеличит проницаемость ЖБИ, приведет к появлению коррозии на арматуре, что расположена в местах, где имеются дефекты;

— если укладывать в опалубку не однородный жидкий бетон, а уже расслоившуюся смесь, то невозможно будет достичь одинаковой прочности и плотности материала по всему объему ЖБИ;

— если взять слишком жесткий бетон, то вокруг арматуры будут образовываться пустоты — в результате снизится качество сцепления арматуры с бетоном и повысится риск возникновения коррозии на металле.

При налипании жидкого металла на армирующий металлический каркас и на опалубку, также могу образовываться воздушные карманы внутри бетонных конструкций.

Уход за бетоном в период его отвердевания

Чтобы минимизировать риск появления дефектов ЖБИ, важно обеспечить бетону на стадии его затвердения должный уход. Следует сделать акцент на температурно-влажных условиях воздуха — важно, чтобы в бетоне сохранялась влага, без которой будет невозможна гидратация цемента. Необходимо поддерживать постоянный температурный режим и одинаковую влажность воздуха. В этом случае напряжение бетона, появляющееся в результате увеличения или уменьшения его объемов, а также вследствие усадки конструкции и по причине температурных деформаций, будет минимальным.

Рекомендуется покрывать жидкий бетон пленкой из полиэтилена для удержания в нем влаги. Если бетон пересохнет, он потеряет прочность и станет менее устойчив к низким температурам. В сухом бетоне обязательно появится большое количество усадочных трещин, что негативно отразится на его прочности и долговечности.

Если работы по бетонированию проводятся зимой, тогда твердеющую конструкцию следует утеплить — важно обеспечить ее качественной термоизоляцией или организовать ее подогрев на период затвердения. Или появляется риск раннего замораживания бетона. После того, как замороженный бетон оттает, он будет не в состоянии набрать должную прочность.

Виды повреждений ЖБИ

Уровень деформации ЖБИ определяется степенью влияния повреждения на несущую способность конструкции. Существуют три группы повреждений бетонных изделий:

  • I группа — дефекты, которые не влияют на прочность и срок службы бетонных изделий (речь идет о поверхностных раковинах и пустотах, о трещинах толщиной до 0,2мм, о сколах бетона, через которые не видна арматура);
  • II группа — дефекты, уменьшающие срок службы ЖБИ (речь идет от трещинах толщиной более 0,2мм, о пустотах, раковинах со сколами с оголением арматуры и о поверхностной или глубинной коррозии);
  • III группа — дефекты, которые снижают несущую способность изделия из бетона (речь идет о трещинах, не предусмотренных расчетом, а также о наклонных трещинах в стенках балок, о горизонтальных трещинах в сопряжениях плитах и пролетных строениях, о больших раковинах и воздушных карманах в бетоне сжатой области).

Для избавления от дефектов I группы используется метод нанесения защитных покрытий в целях профилактики. Покрытия останавливают расширение уже имеющихся мелких трещин, предохраняют конструкцию от коррозийных повреждений, вызванных как атмосферными явлениями, так и агрессивной химией.

В случае повреждений II группы рекомендуется выполнить ремонт конструкции для повышения долговечности сооружения.

При повреждениях III группы выполняют восстановление несущей способности конструкции по определенному признаку. Устранение таких дефектов возможно лишь согласно индивидуальным проектам.