Монолитные технологии находят применение в строительстве мостов и эстакад. Такие конструкции обычно используются при прокладке автомобильных путей и железнодорожных веток через водоемы и по участкам со сложной структурой рельефа. Для возведения сооружений используется специальная опалубка, необходимая для обустройства несущих балок и мостовых опор. Такие же системы применяются при строительстве надземных пешеходных переходов, виадуков и иных масштабных конструкций с большой массой.
Разновидности опалубки для мостовых опор
При возведении мостов используется несколько видов оснастки. Наиболее часто применяются следующие системы:
- Мелкощитовая опалубка из стали.
- Крупнощитовая разновидность.
- Индивидуальная система.
- Балочно-ригельная конструкция.
- Гидравлическая система подъемно-переставного типа.
- Консольная опалубка.
- Конструкции для мостовых балок.
Прежде чем определить тип опалубочной системы, необходимо учесть габариты и массу мостового сооружения, вид и рельеф участка. Важно взять в расчет назначение моста и другие нюансы, характерные для конкретного проекта.
Мелкощитовая опалубка из стали
Эта разновидность используется при заливке мостовых опор, имеющих сложную структуру и нестандартную конфигурацию. Поскольку габариты отдельных частей такой оснастки довольно малы, проектировщики и строители получают возможность создавать колонны линейного типа с ее помощью. Как правило, мелкощитовую опалубку используют при строительстве мостов малой высоты. Она состоит из щитов рамной конструкции и дополнительных элементов, которые необходимы для ее установки.
Для удешевления строительства нередко применяется аналог из дерева, которое обходится не так дорого, как сталь. Деревянная оснастка подходит для сборки малогабаритных сооружений.
Крупнощитовая опалубка из стали
Данная разновидность, как и предыдущая, используется для заливки мостовых опор прямолинейного типа, с квадратным или прямоугольным основанием. Структура включает крупные щиты, раскосы, подмости и прочие вспомогательные элементы. Эти конструкции широко применяют для возведения высоких мостовых сооружений, которые проходят через водоемы, каньоны, перевалы и прочие сложные зоны рельефа. Кроме того, крупнощитовую оснастку могут использовать для заливки масштабных опор со сплошной структурой, которые тянутся по всей ширине моста.
Индивидуальная система
Такая опалубка имеет особую конфигурацию. Она используется только в тех ситуациях, когда традиционные конструкции не позволяют воплотить особо сложный проект. Иными словами, индивидуальную оснастку применяют при обустройстве нестандартных и крупногабаритных мостовых сооружений. Изготовление заказывают по персональному проекту с использованием индивидуальных чертежей. Оснащение имеет нестандартную структуру, оно может воссоздавать цельные элементы и конструкции, имеющие уникальную архитектурную конструкцию. Индивидуальные системы обычно применяются при обустройстве надземных и подземных пешеходных переходов, мостов в областях города, имеющих историческую ценность.
Балочно-ригельная конструкция
Этот тип опалубки монтируется из деревянных балок, которые ставятся вертикально и крепятся между собой посредством ригелей. Чтобы зафиксировать готовую конструкцию, используют раскосы. Такой вариант оснастки подходит для сооружения мостовых опор с малым сечением. Основные достоинства балочно-ригельной системы – низкая цена при покупке или аренде, малые затраты на перевозку на стройплощадку и легкая установка.
Гидравлическая система подъемно-переставного типа
Такой тип оснастки для возведения мостов считается одной из наиболее трудных в плане реализации систем. Применение данной системы позволяет залить опоры моста без использования тяжелой подъемной спецтехники. Структура опалубки включает пространственный каркас опорных элементов гидравлического типа и подмостей. Для подъема используются специальные направляющие рельсы. Каждая колонна, для которой применяется гидравлическая система, возводится поэтапно.
Консольная опалубка
Данный тип оснастки для возведения мостовых объектов представляет собой систему, которая поставляется в уже собранном виде. Она фиксируется на предыдущую, готовую часть опоры, потому строительство происходит поэтапно. Консольную опалубочную систему переставляют только тогда, когда ранее залитый участок опоры приобрел нужную форму и затвердел настолько, что смог выдержать давление следующего фрагмента и оснастки. Действия по монтажу и переустановке проводятся с использованием подъемных кранов. Без спецтехники осуществить установку не получится.
Конструкции для мостовых балок
При возведении мостов независимо от их габаритов и конфигурации требуется не только обустройство опорных элементов. В ходе строительства необходимо формировать балки продольного типа, которые используются как связующие детали. Кроме того, они необходимы для переноса нагрузки от дороги или железнодорожной ветки. Обустройство балочных элементов проводится с применением специальной опалубки, которая также выпускается в нескольких вариантах. Обычно оснастка для создания таких инженерных сооружений размещается на мостовых опорах, когда они уже готовы к серьезной механической нагрузке. В ряде случаев опалубку крепят на подмости для дополнительной страховки.
Чтобы обустроить пролетные сооружения моста, наиболее часто применяют опалубку несъемного типа. Ее могут изготавливать из разнообразных материалов, после заливки бетонного состава оснастка остается частью монолитной конструкции и служит для дополнительной защиты поверхностей. Использование этой технологии строительства дает возможность сделать возведение пролетных элементов на порядок проще. Это особенно актуально при работах на большой высоте или в условиях трудного состава рельефа местности.